Образ Версаля Шарля Лебрена

  2019-03-18

С 18 марта 2019 года по 12 апреля 2019 года в Памятном зале Вл. К. Владимира Александровича проходит выставка «Образ Версаля Шарля Лебрена». В экспозиции представлены связанные с творческой деятельностью Шарля Лебрена в Версале книжные памятники и гравюры .

Переоценить значение Версальского дворцового комплекса и его садов для истории мирового зодчества и паркового искусства невозможно. Версаль стал первой монаршей резиденцией в Европе Нового времени, по образцу которой в дальнейшем строили дворцовые комплексы по всей Европе – в Англии, Пруссии, Австрии, Венгрии. В России развитием версальской темы стали дворцовые комплексы и парки в Петродворце, Екатерининский и Александровский в Пушкине, дворец в Павловске и главная резиденция русских императоров – Зимний дворец.

Версаль – это застывшая в камне и красующаяся шедеврами паркового искусства захватывающая история Франции и Европы времени четырех Людовиков из династии Бурбонов – самых знаменитых королей XVII – XVIII веков, каждый из которых участвовал в создании ансамбля. Людовик XIII, более известный своим первым министром –  кардиналом Ришелье, приобрел это место и построил там небольшой охотничий замок; его сын Людовик XIV объявил Версаль главной резиденцией королей Франции, возвел на месте отцовского замка великолепный дворец и приказал разбить у его стен грандиозный парк; Людовик XV лишь слегка реконструировал свою резиденцию и завершил строительство Зала Оперы и Дворца Малый Трианон. Из всех представителей династии, именно молодому и честолюбивому Людовику XIV (1643 - 1715) удалось преобразовать замок отца до такой степени, что он превратится в самый большой и роскошный дворец Западной Европы с его легендарными садами и своеобразным королевским городком.

Людовик XIV, будучи одним из самых почитаемых европейских монархов XVII века, важнейшей частью своей политической программы считал возвышение политического авторитета и военного могущества французской монархии в Европе. Существенную роль в этом должен был играть новый королевский дворец, выстроенный в соответствии с эстетическими запросами и вкусом короля. Первоначально дворец планировали построить в Париже. Для этого из Италии был приглашен Джованни Лоренцо Бернини (1598 - 1680), автор внутреннего убранства собора Св. Петра и архитектор ансамбля площади Св. Петра в Ватикане. Однако этот грандиозный замысел так и не был осуществлен. Волей судьбы символом абсолютной монархии стал Версаль.

Выяснение хронологии работ в Версале представляет большую сложность. Причина этого заключается в исключительной длительности правления монарха, который постоянно приспосабливал дворец в соответствии со своими менявшимися вкусами и потребностями. Строительство развивалось, чередуясь с войнами. За мирными договорами следовали очередные работы. Таким образом, выделяют три основные строительные кампании и одна дополнительная (уже на закате жизни Людовика XIV).

Первая кампания началась после того, как Людовику XIV исполнилось 20 лет, или после заключения Пиренейского мира (1659). В течение первой кампании Людовика XIV (1661 – 1668) основные средства, предназначенные для Версаля, уходили на сады, особенно на осушение болот и создание террас. Еще до того, как Жан-Батист Кольбер сделался интендантом строительства Версальского комплекса, с 1661 по 1663 год в Версаль было вложено полтора миллиона, то есть за четыре года строительства он стоил королю столько же, сколько Фонтенбло в течении 17-ти лет. В это время Кольбер часто сетует на то, что огромная сумма использована исключительно для создания парков. Людовик XIV покупал земли, увеличивая и расширяя свое владение. В этот период архитектор парка Андре Ленотр расширил центральную аллею (1667), ставшую Королевской аллеей, начал работы по прокладке Большого канала (1667), создал первые Северный и Южный партеры. Вид на Северный и часть Южного партера представлены на гравюре Клода Франсуа Фортье – «Вид на Версаль со стороны садов». Одновременно, в 1665 году Андре Ленотр проектирует Лабиринт из живой изгороди и простых аллей, но уже в 1669 году изменяет первоначальный проект, добавив к нему 39 фонтанов, изображающих сюжеты басен Эзопа. Лабиринт был перестроен таким образом, чтобы служить обучению Дофина, поскольку каждый фонтан сопровождала табличка с басней Эзопа в виде четверостишия, написанного поэтом Исаакос де Бенсерадом, сын Людовика XIV учился по ним читать. Учитывая большую популярность Лабиринта в 1675 году было издано руководство «Лабиринт Версаля» Шарля Перро, содержащее басни, описания фонтанов и стихи Исаака Бенсераде. На выставке представлено переиздание книги 1677 года -  «Le labyrinte de Versailles», содержащее план Лабиринта с указанием маршрута его прохождения, условными обозначениями и названиями фонтанов.

Начало второй кампании, существенной для развития фундаментального строительства Версаля совпало с тридцатилетием короля и Ахенским миром (1668). Во время второй кампании был создан Новый дворец, или Конверт – ансамбль строений в форме U, который одел старый замок Людовика XIII в три здания с фасадами, смотрящими в стороны садов, и заключивших в себя два главных двора – Мраморный и Королевский.  Наконец новый открытый двор образовался благодаря созданию четырех павильонов, предназначенных для министров, четырех государственных секретарей. Второй этап строительства дворца был посвящен украшению Больших апартаментов Конверта (жилых королевских помещений), и особенно входящих в него апартаментов Планет – где каждый зал посвящен богу одноименной планеты. В этот период с 1673 по 1678 год почти одновременно проходят работы по сооружению Посольской лестницы и Зеркальной галереи.

В 1670 году умер Луи Лево – первый королевский архитектор, работы возглавил Франсуа д’Орбе. В этот период Шарль Лебрен руководит украшением дворца как внутри, так и снаружи. Во второй половине XVII века ему принадлежала доминирующая роль в художественной жизни Парижа. Не имея конкурентов после смерти Ле Сюёра (1655) и Ла Гира (1656), Лебрен выдвинулся в качестве ведущего живописца. Безупречно отвечая новым требованиям, которая предъявляла королевская власть к искусству с целью прославления абсолютизма, Лебрен оказался единственным кто был способен соперничать с ведущими итальянскими живописцами в реализации масштабных декоративных проектов. Получив художественное образование в мастерских Ф.Перрье и С.Вуэ, Лебрен благодаря протекции канцлера Пьера Сегье провел около четырех лет в Риме (1642-1646).

Вернувшись во Францию он отказался от своей ранней художественной концепции Симона Вуэ. Выполнив ряд престижных религиозных и светских заказов, Шарль Лебрен с блеском продемонстрировал свой талант декоратора в 1655 – 1661 годах, работая в Во-Ле-Виконт для генерального контролера финансов Никола Фуке (1618 - 1680).

Снискав уважение Людовика XIV, Шарль Лебрен в 1662 году был удостоен дворянского титула, через два года назначен директором Королевской мануфактуры гобеленов (1662) и первым живописцем короля (1664). Лебрен руководил на протяжении десяти лет (1674 - 1684) оформлением королевских резиденций (Лувр – Галерея Аполлона, Версальский дворец – Лестница послов, Салон Венеры и Мира, Зеркальная галерея). Стремительная карьера художника явилась результатом сплава его яркого таланта, глубокой эрудиции и уникального трудолюбия. Главным делом жизни Шарля Лебрена стал Версальский дворец – архитектурный ансамбль, в котором художник в полной мере реализовал свой творческий потенциал.

В 1674 – 1678 годах  он декорировал Салоны Войны, Мира и Лестницу послов. Плафон в Салоне Войны посвящен военным победам Франции в борьбе против мощной коалиции трех европейских держав – Германии, Испании и Голландии. В росписи потолка Салона Мира прославляются деяния Людовика XIV первых восемнадцати лет его самостоятельного правления – с 1661 года до Нимвегенского мира 1678-79 годы – в области правосудия, дипломатические успехи, экономические и политические преобразования, а также милосердие короля.

В 1676 году под руководством Шарля Лебрена приступили к декору Лестницы послов. Во французской архитектуре тех времён это редкий пример лестницы с расходящимися двойными маршами. Первый ярус лестницы был украшен фигурными многоцветными филёнками, отделанными мрамором, и являлся своеобразным цоколем для колоннады из ионических пилястр и колонн второго яруса. В простенках между колоннами второго яруса находились фрески, имитирующие шпалеры, со сценами военных побед короля. Фрески чередовались с живописью, изображавшей обитателей Азии, Африки и Америки, на поднимающихся по ступеням посетителей дворца.

На выставке демонстрируется гравюра изображающая «Вид интерьера Лестницы Послов», входящая в альбом «Grand Escalier du Chateau de Versailles» (1721-1728) включающий в себя гравированные листы с изображением лестниц, ее планов и декоративных элементов, автором которых является Шарль Лебрен. Росписи стен и потолков лестницы Послов отражены также в издании «Plans et vues du Château de Versailles». Чертежи планов Версальского дворца за 1667, 1674 и 1680 годы, дополненные видами дворов и основного комплекса с разных ракурсов, наглядно демонстрируют изменения ансамбля в процессе строительства.

В 1678 – 1684 годах Шарль Лебрен работал над росписями Зеркальной галереи, которая выполняла особую миссию прославления монархии и государства. На сводах галереи в аллегорической форме запечатлены военные подвиги Людовика XIV («Переход через Рейн», «Взятие Маастрихта», «Вторая победа над Франт-Конте»), финансовые и судебные реформы, возрождение навигации, расцвет меценатства – «Людовик XIV, покровительствующий искусствам». Росписи, принадлежавшие кисти Шарля Лебрена, призваны были ослепить воображение современников и иностранцев. Многочисленные виды Зеркальной галереи, а также интерьеров и экстерьеров Версаля представлены в альбоме, составленным Гастоном Бриером – «Le Chateau de Versailles architecture et décoration» (1907-1912).

Соединив в своем творчестве художественные приемы барокко и классицизма, Шарль Лебрен создал живописный стиль, который определил направление развития официального придворного искусства Франции в XVII – XVIII веках. В его произведениях сочеталась театральная зрелищность и торжественность с изяществом и жизненной убедительностью.

С 1683 года, после смерти Жана-Батиста Кольбера, Лебрен уже не мог рассчитывать на получение престижных заказов, так как новый суперинтендант Королевских строений и мануфактур маркиз Франсуа-Мишель де Лувуа покровительствовал Пьеру Миньяру, его сопернику.

Третья кампания началась с сорокалетия монарха и заключения Нимвегенского мира, в 1678 году продиктовавшего Европе волю короля, которого отныне стали величать Людовиком Великим. Строительство возглавил мэтр Жюль Ардуэн-Мансар, взявший на себя обременительную миссию ускорить темпы работы, чтобы осуществить королевское решение переместить в Версаль правительство, что и совершилось в 1682 году. C 1684 года Шарль Лебрен прекращает свои работы над комплексом Версальского дворца, и это усилило позиции Ардуэна-Мансара, получившего в 1686 году титул придворного архитектора короля.

История строительства Версаля – это прикосновение к величайшим шедеврам Луи Лево, Андре Ленотра, Шарля Лебрена, Жюля Ардуэна-Мансара, Антуана Куазевокса, Габриэля Бланшара, Клода Баллена, Жана Батиста Тюби и еще многих выдающихся архитекторов, скульпторов, художников и мастеров ландшафтного искусства своего времени.

Во времена Людовика XIV Версальский дворец и парк стали не только символами власти и государственности, но также образом царства грез и отдохновения. Искусство здесь настолько слилось с поэзией, что породило многочисленные стихотворные произведения. Одним из интереснейших примеров является сочинение бывшего казначея Франции Жана-батиста де Моникара – «Версаль, увековеченный в чудесных, говорящих самих за себя зданиях, парках, рощах, садах…» (1720). Представленное на выставке издание – поэтический гимн, скульптуре, живописи, архитектуре и парковому искусству Версальского ансамбля.