Николай Николаевич Ге (1831-1894)

  2021-03-02

В 2021 году исполняется 190 лет со Дня рождения великого русского художника и одного из основателей Товарищества передвижных выставок Николая Николаевича Ге. Широкую известность получили его работы на исторические темы, портреты современников, но, пожалуй, центральное место в его творчестве занимает религиозная живопись. Такие картины как «Тайная вечеря» (1863), «Христос в Гефсиманском саду» (1880), «Что есть истина?» (1890) вызывали споры как среди специалистов по истории искусства и религиозных деятелей, так и среди широкой публики из-за неканоничного толкования евангельских образов. В последние десять лет жизни художник в основном занимался циклом, посвященному Страстям Христовым. Кульминацией цикла считаются картины «Голгофа» и «Распятие».  О них Н.Н. Ге говорил так: «Я долго думал, зачем нужно Распятие, - для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно... Распятие нужно, чтобы осознать и почувствовать, что Христос умер за меня. Я сотрясу их все мозги страданиями Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться».

 В «Распятии» и «Голгофе» Ге ещё больше отходит от канонического изображения Христа, экспериментирует с живописной техникой и игнорирует общепринятые художественные условности. «Страстной цикл» без прикрас передаёт весь ужас казни и муки Христа, предвосхищая, по мнению современных искусствоведов, манерой письма экспрессионизм. Неудивительно, что публика не была готова к этой, далёкой от общепринятой, трактовке ключевых моментов Нового завета. Ге обвинили в богохульстве. Президент Академии художеств, великий князь Владимир Александрович назвал картину «бойней». На экспонирование «Голгофы» и «Распятия» был наложен запрет. Поэтому картины долгие годы тайно демонстрировалась на квартирах друзей художника. Доподлинно известно, что Ге на протяжении десяти лет создал около двадцати вариантов «Распятия». 

На выставке представлены фотографии с картин художника из фотоальбома начала 1900-х годов. Эскизы к картинам «Голгофа» и «Распятие» помогают проследить развитие замысла и мучительные творческие поиски художника. Особый интерес представляют эскизы к ныне утраченным вариантам картин из цикла. В качестве дополнения представлены редчайшие эскизы к картине «Пётр I допрашивает царевича Алексея»,  эскиз к незавершенной картине «Царь Борис и Царица Марфа», а также малоизвестные этюды к поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины».