Николай Николаевич Ге (1831-1894)

  2021-03-01

1 марта 2021 г. в Большом зале Научной библиотеки Российской академии художеств открылась книжно-иллюстративная  выставка, приуроченная к 190-летию со дня рождения Николая Николаевича Ге (1831 – 1894) – крупнейшего представителя русской реалистической школы второй половины ХIХ века.

Ге проделал в своем творческом развитии колоссальную эволюцию. Он шел от академизма через романтизм и реализм к экспрессии в духе европейского искусства рубежа ХIХ и ХХ вв. Его техника является беспрецедентной для искусства того времени. Ге выступает как мощный и оригинальный живописец, использующий свободную, насыщенную манеру письма, отражающую повышенную эмоциональность его картин.

В сборник «Н. Н. Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников» 1978 года вошли статьи и письма художника, широко представлены отзывы его современников, выдающихся деятелей русской культуры – И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. В. Стасова, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

В книге «Жизнь и творчество Н. Н. Ге» известного искусствоведа Э. Арбитмана 2007 года рассказывается как о начале творческого пути, итальянском и петербургском периодах в его жизни, так и о позднем периоде творчества в деревенской глуши Черниговской губернии.

В книге В. Липатова «Краски времени» 1983 года представлены очерки о русских, западноевропейских и советских художниках. Сборник идеально подходит для начального ознакомления с личностью и творчеством художника, все статьи написаны легким и доступным языком.

В книге Н. Бойко «Истории знаменитых полотен» 2006 года повествуется не только о самых известных картинах русских живописцев ХIХ века, но и о судьбах их создателей. Благодаря насыщенному содержанию, открывается огромный пласт русской культуры ХIХ века.

В биографических очерках «Универсанты в мире искусства» 2008 года читателю предлагается проникнуть в исключительный духовный мир Санкт-Петербургского университета, рождающего гениев во всех отраслях культуры, среди которых и Н. Н. Ге.

В альбоме Н. Зографа 1974 года, посвященному Н. Н. Ге, можно проследить творчество художника, и не просто художника, а учредителя Товарищества передвижных художественных выставок, что отражает его демократические взгляды. Хотя Ге и не писал картин на сюжеты из современной жизни, как большинство передвижников, главное место в его творчестве, наряду с портретом, занимала отчасти историческая, но преимущественно евангельская тематика.

Альбом А. Верещагиной – доктора искусствоведения, профессора, старшего научного сотрудника Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств 1988 года позволяет взглянуть на творчество Н. Н. Ге, от его ранних картин, написанных во время обучения в Академии художеств, вплоть до последних работ, созданных в Черниговской губернии.

            В статье С. Эшкута «Минута семейной драмы» (журнал «Родина», 2001 г., №4) подробно рассказывается о работе Н. Н. Ге над картиной «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Художник при написании картины основательно подошел к изучению мемуарных и изобразительных источников, проявил себя как тонкий психолог, передав взглядами и позами отношения между героями.

            В статье И. Выдрина «Н. Н. Ге в воспоминаниях его учеников» (журнал «Искусство», 1971 г., №6) освящается педагогическая деятельность Ге. Ученики видели в нем талантливого живописца, у которого можно многому научиться. Привлекала молодых художников и простота, сердечность Ге, его искреннее желание помогать им расширять горизонты, связать их с деятелями культуры, искусства, с издателями журналов, с заказчиками.

Выставка продлится до конца апреля 2021 г.