К 565-летию со дня рождения Леонардо да Винчи

  2017-07-17

Отдел редких изданий представляет выставку фотографий «К 565-летию со дня рождения Леонардо да Винчи» из фондов Научной библиотеки при Российской академии художеств. Фоторепродукции живописных и графических произведений итальянского художника, представленные в экпозиции, сделаны  сделаны во второй половине 19 века в различных техниках фотографами России, Франции, Италии, Великобритании.

Большинство представленных снимков изготовлены компанией Braun et Cie, основанной в 1857 г. Адольфом Брауном (1812-1877) – крупнейшей компанией Франции и в области рынка иллюстрации второй половины 19 – начала 20 века. Адольф Браун содержал с 1847 года студию графического дизайна , со временем увлекся фотографией. Итогом увлечения стала серия из 300 фотографий цветов, которая получила на Международной выставке 1855 года золотую медаль. С этого момента началась карьера Брауна как фотографа. В 1860-х годах фотограф снимает виды Франции, Швейцарии, Австрии. Тогда же Браун обращается к репродуцированию произведений искусства. В основе техники пигментной печати, примененной фотографом в представленном издании, лежит метод фототипии, разработанный в 1855 году Альфонсом Пуатевеном (1818-1882), а сама техника пигментной печати запатентована в 1864 году химиком Джозефом Уилсоном Суоном (1828-1914) под названием «карбоновая фотопечать». По сравнению с фотоотпечатками на альбуминовой бумаге карбоновые обладают меньшей светочувствительностью и большей долговечностью. Имена изобретателей технологии можно увидеть на штампах издания.

В коллекции научной библиотеки сохраняется большая коллекция отпечатков, сделанных Адольфом Брауном с рисунков из европейских собраний. Этой коллекции дано название "Рисунки старых мастеров". Большой формат, высокое качество печати позволяют на протяжении долгих лет использовать эти снимки для копирования и изучения творчества художников.

Компания после смерти основателя перешла к его сыну Гастону и просуществовала до середины 20 века. При этом основной сферой деятельности оставалось репродуцирование произведений искуссства.

Два снимка на соляной бумаге сделаны британским фотографом Роджером Фентоном (1819-1869), более известным серией фотографий, снятых во время Крымской войны в 1855-1856 гг. Фотограф являлся основателем и секретарем Королевского фотографического общества (1853 г.), а также личным фотографом королевы Виктории и официальным фотографом Британского музея.

Снимок с гравюры «Тайная вечеря» Леонардо, вероятнее всего, сделан компанией, основанной братьями Алинари (Леопольдо, Джузеппе и Ромуальдо) во Флоренции в 1854 году. Первый каталог снимков был выпущен в 1856 году: фотографы запечатлели виды Флоренции, позднее предприятие изготавливало фотографии с памятников архитектуры и искусства в других городах Италии и в Европе. Большое количество фотоотпечатков компании братьев Алинари распространились по всему миру, оказавшись в коллекциях библиотек и музеев.

Для коллекции Научной библиотеки фотографии отбирались в качестве учебного пособия по истории итальянского искусства и архитектуры. Снимок большого размера, выполнен в технике альбуминовой фотопечати так же, как и представленный рядом снимок церкви Санта Мария делле Грацие в Милане, где находжится знаменитая фреска Леонардо.

Компания «Алинари» продолжает свою деятельность и сегодня, сохраняя крупнейший в мире архив фотографических изображений и негативов не только компании «Братья Алинари» со дня еу основания, но и других фотографических ателье Италии.

Фотография «Мадонны Литта» – один лист из крупного культурного проекта, предпринятого издательством Карла Рётгера в Санкт-Петербурге в 1860-х годах. Выпущенная серия фотографий «Картины Галереи Императорского Эрмитажа» насчитывала более 100 снимков из коллекций европейской (нидерландской, немецкой, итальянской, французской), а также русской живописи. Снимки были изданы в большом формате, на картонных бланках, стоили дорого. Можно было приобретать по одной репродукции или выпусками по 3-25 листов.

Представленный на нашей выставке отпечаток более скромного размера, на обороте приклеена крупная этикетка с информацией о проекте и издательстве.