Илья Трофимович Богдеско (20 апреля 1923 – 29 марта 2010)

  2018-05-11

11 мая 2018 года в читальных и Парадном залах Научной библиотеке Российской академии художеств открылась выставка к 95-летию художника-академика Ильи Трофимовича Богдеско.

Окончив в 1951 году графический факультет Ленинградского института им И.Е. Репина, он развивает и совершенствует профессиональные навыки, которые проявились у него уже в дипломной работе – иллюстрациях к повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка».

За многолетнюю творческую деятельность И.Т. Богдеско оформил более сотни книг. Некоторые издания настолько выделялись из общего потока печатной продукции, что были особо отмечены профессионалами издательского дела «Миорица» – Госпремией МССР, за оформление сказки для детей Иона Крянга «Кошелёк с двумя денежками» – дипломом всесоюзного конкурса книги. Мастеру было присвоено звание Народный художник СССР, «Кодрян» отмечен дипломом республиканского конкурса книги, а художник удостоен Ордена Трудового Красного знамени.

За иллюстрации романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» Богдеско получил диплом Ивана Федорова на всесоюзном конкурсе книги. До этого издания диплом в номинации за художественную литературу не присуждался более десяти лет.

Взявшись за оформление Д. Свифта «Путешествия Гулливера», художник сразу представил себе иллюстрации выполненные в технике резцовой гравюры на меди, которая была распространена в европейской графике во времена Свифта. В книге всегого – 14 иллюстраций, включая шмуцтитул и фронтиспис, а какую гамму психологических оттенков человеческого существования раскрывают они! Здесь и величие человека – царя природы, и многочисленные пороки его, и полная деградация – превращение в Йеху. Удался и образ Великана, рассматривающего хрупкого беспомощного Гулливера, как невиданную букашку. Порывисто припадает Гулливер к ручке миниатюрной королевы лилипутов. В суровом великолепии сидит на троне Гуингм, в царстве которого люди деградировали: они грязны, жадны, ничтожны и злобны.

Оформление литературного произведения было подчинено одному важному принципу – цельность образа. Текст и иллюстрации вплавлялись в плоскость бумажного листа. Характер шрифта выбираемого для оформления изданий подсказывало время, эпоха и традиции. Глубокое знание этнографического материала давало свободу и в рисовании самих иллюстраций, и в написании характерных особенностей выбранного шрифта. К каждому произведению вырабатывался свой комплект знаков, инициалов, буквиц. Роль буквицы и шрифта в оформлении спусковых полос занимает важное место в оформлении книги. Она в последствии была внимательно рассмотрена папой в книге «Каллиграфия», которая была написана Мастером на излёте творческого пути. Книга была издана в 2010. Это своего рода учебник для желающего изучить азы и тонкости рукописного мастерства, в котором каждый найдет свое понимание, свой путь познания и совершенствования. Как пишет автор в предисловии издания «книга адресована как профессионалам, так и начинающим художникам. Мир буквы можно сравнить с миром нот, а музыка, звучащая в рукописной книге – симфония.

Одна такая симфония представлена на выставке –  это «Похвала глупости», сатирическое произведение  Эразма Роттердамского,  знаменитого нидерландского философа, ученого, богослова, писателя, политолога, гуманиста ХV–XVI веков. Книга сохранила свою актуальность и блеск для читателей всех последующих столетий, включая современное. Это один из наиболее важных кирпичиков в величественном здании европейского Просвещения, предтечей которого был сам Эразм. В своей «Похвале» философ в полушутливой форме анализируется влияние глупости на жизнь человека и общества. Глупость царит над людьми всех времен, социальных слоев, профессий, возрастов, над светскими и духовными лицами,, над нищими и королями.

– Глупость – фанфарист собственной славы <...>, а почему бы и нет, - говорит Эразм, - если никто тебя не похвалит, ты правильно поступишь, восхвалив себя сам, не прибегая к помощи безстыжих льстецов, продажных риторов, или поэтов – пустозвонов. Король на троне в шутовском колпаке может вызвать лишь снисходительную усмешку. Время королей миновало, но не время властителей и шутовских колпаков <…>.

Ключевой работой мастера, исполненной им в последние годы жизни, стало оформление  романа Мигеля де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Работа велась более двадцати лет. Книга с резцовыми гравюрами и рукописным пояснением к иллюстрациям на разворотах. Она потрясает накалом страстей и виртуозностью резца и пера. Высшее понимание образа книги вложено автором в каждый разворот, переплет, в титульный лист и фронтиспис. О гравюрах можно сказать только одно – они совершенны. Чувство отбора и точность рисунка, серебро резца в полутонах, глубокие сочные акценты тёмных в контрасте с белизной бумаги – всё это нельзя передать словами. Это надо видеть. Общий замысел раскрывается постепенно, погружая читателя в мир Сервантеса. Каждый образ точен и лаконичен.