Иллюстрации и учебные материалы по изображению лошади

  2021-03-02

«Гордость народов – мужи, и кони – не меньшая гордость,
Боги и в тех, и в других»
(Стаций.Фиваида. VI, 391, 392)

2 марта 2021 г. в научной библиотеке открылась выставка гравюр «Иллюстрации и учебные материалы по изображению лошади».Лошади, сопровождая человечество с самых ранних этапов его развития, широко распространились по всем континентам и везде получали воплощение в многочисленных и поразительных по разнообразию произведениях искусства. Художественные циклы росписей Альтамиры и Комбарель, чудесные образцы скифской торевтики и мелкой пластики, глубоко символичные детали орнаментов мезенской и городецкой росписей, украшения керамики и рельефы из мрамора и алебастра – богатейшее наследие свидетельствующее о живом интересе человека к лошади, образ которой проходит через всю историю изобразительного искусства уже около тридцати тысячи лет.

Выставка представляет гравированные и литографированные листы и издания, созданные русскими и зарубежными мастерами XIX века, привнесшие значительный вклад в художественное образование питомцев Императорской Академии художеств. Изучение иллюстративного материала, знакомство с работами иностранных мастеров и копирование их произведений, являлось неотъемлемой частью педагогической деятельности Академии художеств, и способствовало реализации тех практических навыков, которые художники получали во время занятий в классах.

Искусство XIX столетия связано с эпохой войн и революций, зарождением нового идейного и художественного движения – романтизма, появившегося в качестве реакции на рациональную эстетику классицизма. Неподражаемое изящество и энергия движений, сочетание мощи и грации, темперамента и кротости, именно в изображениях лошадей отражали романтические устремления к безграничной свободе, сильные и бунтарские характеры, динамику и амплитуду страстей. Художники создавали в те годы множество произведений, среди них представленные на выставке литографированные работы Теодора Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault, 1791–1824):  «Черная лошадь, выходящая из конюшни», «Лошадь штукатура», «Английский кузнец» отличающиеся выразительным силуэтом и упругой пластикой выпуклых форм и др.

С эпохой романтизма в изобразительное искусство входят новые темы – сцены боевой и повседневной жизни военных, портреты солдат и изображение маневров. Эти и многие другие сюжеты, нашли точное и внимательное воплощение в работах французского баталиста Жана Батиста Эдуарда Детайля (Jean Baptiste Édouard Detaille, 1848–1912). Созданию таких произведений как «Генерал тяжелой кавалерии», «Объезд аванпостов», «Генеральный штаб дивизии» способствовали многочисленные зарисовки, наброски и этюды с натуры, выполненные художником во время нахождения в рядах действующей армии. Знакомство учащихся Академии художеств с подобными композиционными решениями, атрибутами, максимально правдивыми характерами и образами помогало формированию представлений об изображении реалий военной службы и лошадей, как неотъемлемой части армии того времени.

Выразительные силуэты, искусная группировка фигур и тонкий рисунок – отличительная черта графических работ Жака Франсуа Жозефа Свебаха (Jacques François Joseph Swebach, 1769– 1823). Представленные на выставке гравюры из иллюстрированного издания «Живописная Энциклопедия или набор композиций, причудливых этюдов…» (1810) выполнены в карандашной манере и включают сцены битв, маршей, охот, военных костюмов, а также изображения лошадей в разных состояниях – скачущими, отдыхающими и пьющими воду. Разнообразие ракурсов и композиций, созданных для энциклопедии, были весьма полезны в качестве учебных материалов для художников, и впоследствии долгое время служили образцами для декорирования фарфоровых изделий (Жак Франсу непродолжительное время являлся главным живописцем на Императорском фарфоровом заводе). Особенность издания, характерная для искусства романтизма, заключается в появлении «портретов» лошадей, наделенных индивидуальным темпераментом. Позже подобные композиции найдут распространение и в отечественном искусстве.

Произведения рассматриваемого периода представляют особый интерес для отечественной художественной школы XIX века в связи с расцветом деятельности батального класса Академии художеств. Утвердившись в русском искусстве в XVIII веке, батальная живопись вошла в общую систему академического образования уже со времени основания Академии художеств: в уставе 1764 года упоминается наличие художников-баталистов. Девятнадцатый век, не теряя органической связи с предшествующим временем, привносит свои особенности в педагогический процесс класса. Александр ИвановичЗауйервейда (1783–1844) в своей деятельности  основное внимание сосредоточилось на специальной подготовке художников – рисованию животных с натуры и с гипсовых моделей.

Во второй половине XIX века Батальную мастерскую возглавил Богдан Павлович Виллевальде (1819–1903). Продолжая развивать педагогические принципы своего учителя А.И.Зайервейда, Богдан Павлович добился разрешения посещать учащимся Академии районы боевых действий, наблюдать лагерные сборы и повседневную жизнь армии. «Я предпочитаю боевую обстановку, в которой войска выглядят и воинственно, и красиво и которая дает больше живописных моментов», - так писал в своих воспоминаниях один из воспитанников Б.П.Вилленвальде – Николай Семенович Самокиш (1860–1944), после посещения больших маневров русской армии на Волыни в 1887 году. За год до этого события, Николай Семенович занимался в мастерской французского баталиста Эдуарда Детайля, чьи работы также представлены на выставке. Обучение в Академии художеств и пенсионерство во Франции содействовали усовершенствованию исполнительской техники молодого художника. На выставке представлены работы Н.С.Самокиша относящиеся к изображению гвардейской кавалерии: «Офицер лейб-гвардии Гродненского Гусарского полка», «Кавалергарды на бивуаке», «Литаврщик лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка», в которых художник создал виртуозные и точные графические изображения лошадей.

Одной из первостепенных задача на пути совершенствования мастерства и достижения профессиональных навыков для воспитанников Академии художеств являлось изучение анатомии. Пластической анатомии четвероногих животных и птиц также уделяли особое внимание. Павел Петрович Чистяков (1832–1919) писал: «Всякий, кто не видит формы, и линии верно не нарисует». «Художнику вообще важно все время следить, как из отдельных мышц и костей лепится большая форма – познание этой большой формы и есть основная задача изучения анатомии» (Рабинович Михаил Цезаревич, 1902–1985).

Несомненно, изучение многочисленных изданий по анатомии, хранящихся в библиотеке, способствовало достижению особой точности в изображении деталей и целого. На выставке представлены труды по анатомии лошадей из фондов Библиотеки. «Атлас анатомии лошади и других домашних животных …» (1869), который составил немецкий ветеринар, доктор ветеринарных наук, профессор Август Готтлоб Теодор Лейзеринг (August Gottlob Theodor Leisering, 1820–1892) в Дрездене и изданный в России в переводе Людвига Филипповича Буссе (1803–1874), состоит из 43 литографированных таблиц, отпечатанных в Лейпциге, и подробного пояснительного текста к каждой из них. Атлас Теодора Лейзеринга состоит из пяти разделов, в которых приводятся необходимые сведения по анатомии лошади. Издание содержит полные сведения по остеологии, синдесмологии, миологии, спланхнологии, ангиологии, неврологии и органам чувств лошадей. Особого внимания заслуживают дополняющие этот основательный труд тщательно исполненные анатомические таблицы, представляющие собой пример безукоризненного учебного материала.

Следующим учебным пособием, адресованным художникам и способствовавшим формированию представлений о пластической связи между внешней формой и анатомическим строением, является, представленный на выставке «Атлас анатомии лошади…» (1901), созданный немецким живописцем Луи Карлом Бруно Геру (Louis Carl Bruno Héroux, 1868–1944). Сочинение литографировано в типографии Иоганна Фельтена (Johann Velten, 1784–1864), немецкого литографа и издателя, и состоит из 20 литографированных изображений и двух таблиц пояснительного текста. В работе отражены три раздела по анатомии лошади – кости, мышцы и второстепенные части, к которым отнесена кровеносная система.

Выставка «Иллюстрации и учебные материалы по изображению лошади» позволяет познакомиться с некоторыми образцами значительного собрания западноевропейской и отечественной графики, уникальных гравированных изданий и учебных материалов из коллекции академической библиотеки. Предназначенные для учебно-просветительской деятельности Академии художеств фонды Библиотеки, являлись не только ее фундаментом в педагогическом процессе, но и внесли весомый вклад в историю развития академической художественной школы.