Графика Георгия Семеновича Верейского

  2021-08-02

Иллюстративная выставка «Графика Георгия Семеновича Верейского» приурочена к 135-летию со дня рождения крупного мастера станковой графики Г.С. Верейского (1886–1962), одного из значительных художников, сыгравших важную роль в развитии советского реалистического портрета и пейзажа.

Георгий Семенович Верейский родился в 1886 году в городе Проскурове (б. Подольской губернии), впоследствии переехал в Харьков. Его первым учителем в художественной студии Харькова стал выпускник Петербургской Академии художеств, мастер лирического пейзажа Егор Егорович Шрейдер. Позже, много лет спустя, Георгий Семенович вспоминал: «То, что мне приходилось постигать в искусстве, воспринималось мной сквозь призму заложенных учителем реалистических эстетических основ».

В 1904 году Верейский впервые участвовал в «Весенней выставке» в Харькове, где представил пять портретов, написанных маслом. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Харьковского университета. В конце того же 1904 года состоялась поездка в Москву и Петербург, имевшая, по воспоминаниям самого художника «огромное значение», по его словам «то, что я получил, было неизмеримо велико и стало в дальнейшем сказываться на моих работах».

С 1913 года Г.С.Верейский жил в Петербурге и посещал занятия «Новой художественной мастерской», где преподавали М.В. Добужинский, А.П. Остроумова-Лебедева, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере. Позже Георгий Семенович писал о своих учителях: «все они были разные, от каждого я старался брать то, к чему у меня было стремление». Не оставляя живописи и рисования, Верейский начинает заниматься литографией.

1918–1930 годы важны в биографии мастера как период самых напряженных исканий, когда окончательно определилось творческое направление художника-портретиста, мастера острой психологической характеристики. Как писала исследователь творчества Г.С.Верейского – Галина Александровна Чернова «… художник впервые создает в русском искусстве новый жанр серийных портретов, объединенных одной идеей – показа образов современников». Характерными для этого периода творчества являются представленные на выставке литографированные портреты Владимира Яковлевича Курбатова (1878–1957), Петра Ивановича Нерадовского (1875–1962), Федора Федоровича Нотгафта (1886–1941). Вышедшие в альбоме 1928 года «Четырнадцать портретов», малым тиражом в количестве ста экземпляров, литографии отличает тонкость карандашного рисунка и широкий мягкий штрих.

В своих творческих поисках Георгий Семенович нередко повторял портрет одного и того же человека, создавая несколько вариантов образа, стремясь как можно полнее передать индивидуальные черты, открывая в портретируемом все новые и новые качества. Среди подобных произведений представленные на выставке портреты сотрудника отделения гравюр Государственного Эрмитажа - Сергея Митрофановича Зарудного (1865 – 1940). Один из портретов – профильное изображение без головного убора, исполнен в технике сухой иглы, следующий, также профильный портрет, но с головным убором выполнен офортом, оба 1937 года, и заключительный портрет 1940 года, показывает Зарудного в фас.

Интерес к офорту возник у Георгия Семеновича еще в юности, когда вместе с В.В. Войновым и М.В.Добужинским он посещал мастерскую Е.С. Кругликовой. Как писала  Е.В. Гришина «Среди многих художников, постигавших у Е.С. Кругликовой искусство офорта в конце 1920-х – начале 1930-х годов, необходимо назвать замечательного советского графика Г.С. Верейского. Он много работал в области городского пейзажа, портрета. Его преданность старой, но таящей в себе так много неизведанного технике офорта помогла ему добиться той большой свободы и пластичности, которые свойственны его гравюрам. Верейский быстро нашел собственную дорогу в искусстве, обрел свой творческий почерк».

Все время интенсивно работая в своем любимом жанре – портрете, Верейский вместе с тем не оставляет без внимания и пейзаж. В ранних пейзажах Георгия Семеновича проявилось лирическое отношение к природе, ставшее неотъемлемой и характерной чертой его творчества. Как и в портретах, Верейскому свойственно многократно возвращаться к одному и тому же пейзажу, изображая его с различных точек зрения. «Когда два раза рисуешь один и тот же мотив и это совпадает, то это уже ошибка. Нужно найти свободное выражение, еще больше уточнить характер изображаемого». Будучи острым наблюдателем, Георгий Семенович создает своеобразные «портретные зарисовки» оживленных набережных, городских парков и широких магистралей Ленинграда. Выполненные в технике офорта, работы Верейского отличаются богатством штриха, ясностью и тонкостью рисунка, виртуозным мастерством передачи света.

При всем исключительном многообразии творческих интересов Георгия Семеновича Верейского, грани его таланта наиболее полно раскрылись в области графики. Представленные на выставке произведения отличаются высоким уровнем графического искусства и являются выражением большого реалистического стиля, отражавшего наиболее передовые мысли своего времени.