Фотография и театр. XIX век

  2018-06-18

Театр в 19 веке представлял собой важную часть русской культуры. Являясь культурным заимствованием из Европы, театр жил и развивался в тесном сотрудничестве с западноевропейскими традициями. В то же время русский театр начал искать собственные пути развития. 

В начале века произошло разделение на музыкальную и драматическую труппы, музыкальная разделилась на оперную и балетную. Подъему русского музыкального искусства способствовало появление новых русских композиторов, музыкантов, вокалистов, танцоров и балетмейстеров. Драматическая сцена приобрела роль выразителя русских социально-общественных идей благодаря творчеству  русских драматургов.

До изобретения фотографии мы можем судить о мире театра по прессе, дающей мгновенный отклик критиков на представленные спектакли: произведения композиторов, драматургов, игру музыкантов, актрис, балерин, а также по редким живописным портретам, рисункам и литографиям, а мир театра был прежде всего миром, где обитал человек – актер.

С появлением фотографии, а особенно с развитием новых технологий фотосъемки и печати появилась возможность запечатлеть человека. 19 век – век портрета и архитектуры в фотографии. Техника позволяла снимать только статичные и хорошо освещенные объекты, съемка движущихся фигур не представлялась возможной. Поэтому театр в фотографии 19 века мы можем познать в основном через портрет – индивидуальный или групповой.

Представляем  вашему вниманию две серии фотографий. Первая серия изготовлена русским художником и фотографом Андреем Ивановичем Деньером (Georg Iohann Denier, 1820-1892). В 1851 году (по разным сведениям – от 1843 до 1852 гг.), он закончив обучение в Императорской академии художеств по классу исторической и пейзажной живописи и, изучив процесс создания дагерротипов, Деньер открыл свое фотографическое заведение в Пассаже на Невском проспекте. Предприятие оказалось удачным, к тому же владелец заведения старался усовершенствовать технологии фотосъемки и печати с целью придания своим работам большей художественности.

Фотографии актеров Императорских театров стали частью задуманного им «Альбома фотографических портретов», в который должны были войти портреты императорской семьи, министров, членов Государственного совета, известных художников, актеров и «людей вообще замечательных в России по своей общественной  деятельности». Копию обложки одного из выпусков можно увидеть на первом стенде. К сожалению, издание просуществовало недолго – только в течение 1865–1866 гг., всего было издано 12 выпусков по 12 фотографий.

В библиотеке РАХ хранится (точнее, обнаружено) на сегодняшний день 11 портретов драматических актеров и 10 портретов артисток балета императорских театров. Авторство Андрея Деньера установлено в процессе поисков материала к выставке. При сравнении с экземплярами из других коллекций можно утверждать, что фотографии одного и того же лица часто отличаются по характеру позы. Это значит, что снимков с модели делалось несколько, и публиковались разные варианты. Фотоотпечатки изготовлены на альбуминовой бумаге в технике мокрого коллодиона. Художественность достигалась с помощью специально разработанной А. Деньером технологии печати с двух негативов, которая впоследствии получила название «Эффект Деньера».

Вторая серия фотоотпечатков создавалась петербургским фотографом Карлом Бергамаско (Bergamasco Carl, 1830-1896), итальянцем по происхождению. Приехав в Петербург в 1848 году, он поступил актером во французскую труппу Императорских театров, но вскоре не смог продолжать карьеру из-за увечья. Поступив в Императорскую академию художеств, он закончил ее в 1858 году в звании неклассного художника по классу живописи акварельной пейзажной . Увлекшись фотографией, как и многие его коллеги, он открыл фотографическое заведение и вскоре стал одним из ведущих портретистов Петербурга. В 1865 году он получает звание «Фотограф Императорских театров». Благодаря его работам мы можем представить театральный мир 1860-х – 1880-х годов.

В собрании библиотеки портреты драматических актеров и оперных певцов работы К. Бергамаско сделаны в формате «кабинет» на альбуминовой бумаге и наклеены на специальные бланки фотографа. Часть из них покрыта плотным глянцевым слоем желатина, что обеспечило лучшую сохранность отпечаткам.