Фотографии с рисунков и чертежей итальянских архитекторов

  2019-11-06

С 6 ноября по 16 ноября 2019 г. в Малом читальном зале Научной библиотеки Российской академии художеств представлена выставка «Фотографии с рисунков и чертежей итальянских архитекторов». Альбом c фотографими с чертежей и рисунков итальянских архитекторов эпохи Возрождения из в 38 листов поступил в Фонд фотографии Научной библиотеки Российской академии художеств в 2019 г.. Благодаря сохранившимся на трех листах штампам-тиснениям удалось установить, что автором является Джон (Джованни) Брэмптон Филпот (John Brampton Philpot, 1812-1878).

Джон Филпот родился в Британии, получил профессию гравера-печатника, в 1850-х годах переехал жить во Флоренцию. Здесь от открыл профессиональную фотостудию (Firenze, Borgo Ognissanti, 17), в которой проработал до конца жизни. Полное имя Джексона (делового партнера Филпота) и даты его жизни до сих пор неизвестны.

Известно, что в середине 19 в. многие страны Европы инициировали  деятельность по фотофиксации отечественных памятников архитектуры. Эти работы способствовали изучению и сохранению многих объектов, а также распространению знаний по истории архитектуры с помощью новой технологии – фотографии. Музейные и частные  коллекции, доступ к которым был всегда ограничен, оставались мало известными как публике, так и специалистам – художникам, историкам искусства, археологам. Одним из первых музеев, решившимся на фотокопирование и публикацию произведений, стал Южный Кенсингтонский музей. Предполагая, что репродукции с картин, рисунков и других художественных сокровищ музея сыграют важную роль в формировании общественного образования, культуры и вкуса, первый директор музея Генри Коул при поддержке принца Альберта начал работы  по продвижению новых технологий в сфере популяризации произведений искусства из коллекции музея. Первый проект принца Альберта был посвящен рисункам Рафаэля, им были сделаны запросы на фотографирование рисунков Рафаэля в музеях и частных коллекциях Европы.

Вскоре многие музеи и частные лица начали выпускать серии фотографий с предметов из своих коллекций, а также приобретать подобные серии для научных и образовательных целей. Таким образом, фоторепродукции становились частью необходимых данных в истории искусства и давали возможность каждому, кто имеет дело с  культурой Ренессанса и других периодов в истории искусства, иметь свое собственное личное суждение при непосредственном столкновении с работами великих художников и различных этапах их творчества.

В 1858 г. Галерея Уффици предоставляет фотостудии братьев Алинари разрешение на пересъемку рисунков Рафаэля для проекта принца Альберта. В 1860 они же получили годовое разрешение на фотографирование картин галереи. В 1864 году разрешение на фотосъемку рисунков старых мастеров было выдано фотографу Джону Филпоту.

Фотограф был уже известен во Флоренции, где снимал пейзажи и архитектурные памятники Тосканы и Флоренции. Также он регулярно выполнял и работы по фотографированию художественных ценностей. Известно несколько серий снимков Джона (Джованни) Филпота: серия видов Флоренции, состоящая из 28 калотипов, серия из 30 калотипов, снятых со скульптурных изображений знаменитых деятелей Флоренции, установленных на фасадах внутреннего двора галереи Уффици («Le XXVIII statue di illustri toscani scolpite da XXIV toscani artisti e inaugurate nel portico degli Uffizi dalla deputazione fiorentina negli anni 1842–56. Fotografie di M. J. B. Philpot»), фотографии с произведений из слоновой кости («Catalogue de Photographies des Sculptures en Ivoire pour illustrer l'histoire de l'art depuis le II jusq'au le XVI Siècle. Collection unique Philpot & Jackson, Borgo Ognissanti 17, Florence»), фотографии с рисунков из собрания галереи Уффици.

Фотографии из собрания Научной библиотеки выполнены с произведений, хранящихся в галерее Уффици. Благодаря тому, что выпуску серии сопутствовал коммерческий каталог («Catalogo delle riproduzioni fotografiche dei disegni originali degli antichi maestri posseduti dalla R. Galleria di Firenze fatte da Giovanni Brampton Philpot, Firenze: Tipografia delle Murate», 1865), удалось идентифицировать фотоотпечатки и их названия по номерам негативов, которые фотограф проставлял на каждом негативе, добавляя к номеру начальную букву свой фамилии: «Р».

В кратком предисловии к каталогу указано, что «Джованни Брэмптон Филпот  надеется заслужить признательность любителей и художников, представляя  опубликованные с помощью фотографии наиболее выдающиеся шедевры, найденные в коллекции оригинальных рисунков древних мастеров, которыми богата галерея Флоренции. Поэтому он считает своим долгом предупредить, что он искал возможность придать негативам насколько возможно единый формат, пропорционально увеличивая маленького размера рисунки, и наоборот [уменьшая рисунки большого размера]; наконец, можно убедиться, что не только негативы, но и позитивы соответствуют оригиналам, и что они лишены какой-либо обработки [ретуши]».