Эстетика буквенной формы

  2020-12-11

На выставке «Эстетика буквенной формы» представлены фрагменты книг, из коллекции Научной библиотеки Российской академии художеств, посвященные письму, каллиграфии и развитию типографского шрифта, включая мастерство создания инициалов в средневековых манускриптах и изящные принципы письма периода позднего Чинквиченто.

На первых слайдах представлены образцы искусства каллиграфии в иллюминированных рукописях Средних веков из иллюстрированных изданий XIX века британских художников Мэттью Дигби Уайятта (1820-1877) и Генри Шоу (1800-1873). Цветные литографии в деталях демонстрируют процесс формирования стилистических особенностей в европейской каллиграфии.

Следующими в галерее представлены образцы каллиграфического письма эпохи маньеризма, выбранные из альбома XVI века «Giardino de scrittori…» (1598) Маркантонио Росси (XVI в.) и книги болонского мастера Лодовико Курионе (15..−1617) «La notomia delle cancellaresche corsive, & altre maniere di lettere» (1598), являющейся руководством по построению шрифтов не только латинской, группы языков, но также написанию букв алфавитов греческого и иврита. Также в галерее присутствуют отсканированные фрагменты из экземпляра «Exercitatio Alphabetica Nova et Utilissima» (1569) Климента Перетти (1551−1591), первого учебного пособия по каллиграфии, гравированного на медных досках.

Примером руководства по каллиграфии в стилистике рокайля являются фрагменты книги «Liber Artificiosus Alphabeti Maioris» (1782−1785) Иоганна Меркена (1752−17..), где представлены различные начертания алфавитов  с примерами в виде высказываний на немецком, французском, голландском языках. Издание является своего рода руководством для художников и типографов, также содержит орнаменты, эмблемы и девизы.

На слайдах прослеживаеися история развития каллиграфического искусства на примере отдельных элементов  эпохи Средних веков и периода Позднего Возрождения.