«Божественная комедия» Данте Алигьери в изданиях XVIII – начала ХХ века

  2017-12-11

С 12 декабря 2017 года в Парадном зале Научной библиотеки при Российской академии художеств проходит книжно-иллюстративная выставка, посвященная итальянскому поэту Данте Алигьери и его главному труду «Божественной комедии».

Данте Алигьери (1265-1321), итальянский поэт и мыслитель, один из основоположников литературного итальянского языка, постоянно ищущий принципиальную основу всему, что происходит вокруг и в нем самом, с безграничным воображением, определившим образность и абстрактность в его поэзии.

Историю своей любви к Беатриче Данте Алигьери поведал в стихах и в прозе в небольшой повести «Vita Nuova» («Новая жизнь»). Она была написана вскоре после ранней смерти возлюбленной поэта в 1290 году. В одной из витрин представлены издания начала ХХ века «Vita Nuova» на итальянском и русском языках. Отдельного внимания заслуживает книга издательства ACADEMIA на русском языке «Новая жизнь» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского. Здесь же расположены биографические труды о Данте: «Данте, его жизнь и литературная деятельность» Марии Валентиновны Ватсон (1891), «Данте» Джованни Андреа Скартаччи (1905) и «Stories from Dante» Сьюзан Каннингтон (1911).

Всемирную славу и известность Данте Алигьери получил благодаря его «La Commedia» позже получившей название «La Divina Commedia» или «Божественная комедия». С момента ее написания прошло немало веков, однако идеи и образы, рожденные поэтом, на протяжении всей истории существования «Божественной комедии» вдохновляли художников на создание иллюстраций. Одним из первых художников, проиллюстрировавших поэму, является Сандро Боттичелли. Его работа оказалась беспрецедентной, иллюстрации получились более похожи на картины, в то время как было принято создавать небольшие изображения, акцентирующих внимание на тексте. На выставке представлены репродукции с гравюр великого художника.

В одной из центральных витрин расположено издание «Божественной комедии» в иллюстрациях художников XVI века с репродукциями работ Микеланджело, Рафаэля, Цуккаро, Вазари и многих других итальянских художников той эпохи. («La Divina Commedia di Dante Alighieri Nell’Arte del Cinquecento» 1908 г.). Другой труд итальянского автора Микеланджело Каэтани также находится в центральных витринах, он представил в схемах и иллюстрациях структуру ада, чистилища и рая согласно их описанию в «Божественной комедии» Данте.

Стоит отметить иллюстрации английского художника Джона Флаксмана, видного представителя неоклассицизма, прославившегося своим сборником иллюстраций к творениям Гомера, Гесиода, Эсхила и Данте. В Научной библиотеке хранится девятитомное издание с иллюстрациями Флаксмана 1833-1836 годов. «Божественную комедию» он изобразил в легких контурных рисунках, отличающихся чистотой и красотой текучих линий.

Одним из самых уникальных экспонатов выставки стало первое парижское издание части «Ад» «Божественной комедии» с иллюстрациями Гюстава Доре 1861 года. Помимо него представлены два переиздания «Inferno» 1872 и 1877 годов в оригинальном переплете издательства Hachette. После триумфального издания «Inferno» Доре создает иллюстрации ко второй и третьей частям «Божественной комедии», которые также вошли в экспозицию.

Завершают выставку аналитические труды о «Божественной комедии». Среди них стоит выделить труд немецкого искусствоведа и историка искусства Фридриха Липпмана «Zeichnungen von Sandro Bottichelli zu Dantes Goettlichen Komoedie» (1872), который отметился своими публикациями о гравюрах Сандро Боттичелли