Архитектура Русского Севера

  2021-11-08

Процесс обучения в архитектурном классе Императорской академии художеств предполагал изучение классических греческих и римских образцов зодчества. Интерес к национальной, русской, архитектуре  появился только в середине 19 века. Одним из первых исследователей памятников русской архитектуры стал архитектор Л.В. Даль. Он предпринял первые шаги в разработке методики изучения отечественной архитектуры, разработал первую программу по ее изучению, стал руководителем и участником первых экспедиций, положивших начало значительному расширению знаний о русской архитектуре, в частности – об архитектуре Русского Севера. Редкие по красоте деревянные церковные сооружения Русского Севера не были широко известны ни отечественным, ни зарубежным исследователям. Необходимо было не только найти, изучить, но и предпринять меры по сохранению памятников, в большинстве своем пребывающих в бедственном положении и нуждающихся в реставрации. Этому способствовали Императорская археологическая комиссия (1859 г.) и Комиссия по командированию лиц для изучения и обмеров древнерусских памятников, созданная при Императорской Академии художеств (1903 г.).

Классической методикой изучения древней архитектуры в Императорской академии художеств считалось изготовление обмеров, рисунков и чертежей с памятника архитектуры, но уже во второй половине 19 века для фиксирования особенностей сооружения начали применяться фотографические технологии. Отдел редких изданий представляет фотографии, сделанные во время экспедиций по северным губерниям Российской Империи архитекторами и художниками.

Первым фотографом, приглашенных специально для фотофиксации древних памятников архитектуры в Ростове, стал Ф.И. Барщевский. Его заслуги как профессионала были признаны Академией художеств уже в 1882 году присвоением ему звания фотографа Императорской академии художеств. Им была разработана методика съемки архитектурного памятника, которая оказалась очень близка к методике съемки памятника археологического: каждое сооружение фотографировалось в подробностях: общий вид, детали фасада и конструкций, интерьер, предметы интерьера. Итогом деятельности фотографа в этом направлении стала  уникальная коллекция фотографий, имеющая историческую и художественную ценность.

В.В. Суслов, архитектор, реставратор и археолог, предпринял путешествие по северным губерниям в 1887 году. Среди многочисленных материалов, собранных им во время экспедиции, есть и фотографические. Суслов фотографировал самостоятельно и приобретал снимки в ходе своих путешествий. Некоторые снимки опубликованы в его книге «Путевые заметки о  севере России и Норвегии». В 2021 году опубликована рукопись архитектора «Обзор древнего деревянного дела на Руси».

Несколько снимков деревянных церквей Архангельской губернии сделаны А.В. Вьюшиным. Александр Васильевич Вьюшин (1834?-1904), архангельский художник и фотограф,  был выпускником Императорской Академии Художеств. Все сфотографированные им церкви (кроме часовни) - деревянные кораблевидные шатровые храмы. Все, кроме церкви Петра и Павла в Ратонаволоке, утрачены. Часовня также не сохранилась. Снимки эти были сделаны по просьбе В.В. Суслова в 1886 году.

В коллекции библиотеки имеются материалы северных путешествий художника В.А. Плотникова. Владимир Александрович Плотников был выпускником Академии художеств 1897 года. С 1903 года он участвовал в экспедициях этнографического характера. В 1907  году предпринял путешествие по Архангельской и Олонецкой губерниям, приобретая предметы быта, комплекты одежды, делая фотографии и рисунки архитектурных сооружений по всему Северу.

Памятники деревянного зодчества Русского Севера запечатлены на снимках  С.С. Некрасова. Всего в коллекции 94 фотографических снимка, исполненные учеником Высшего художественного училища во время его командировки совместно с Н.И. Сластихиным на средства Академии в 1909 и 1910 гг. для обмера и зарисовки некоторых церквей в Пинежском уезде Архангельской губернии. Снимки сделаны в соответствии с лучшими традициями, разработанными И.Ф. Барщевским – каждое сооружение фотографировалось в подробностях. Так, среди снимков деревянной церкви в с. Кеврола – общие виды и детали фасадов, интерьеры церкви и придела, детали иконостасов, предметы из церкви.  Некоторые снимки Н.И. Сластихина были опубликованы Общиной св. Евгении в форме открыток.

В 1902-1904 гг. художник И.Я. Билибин был командирован  этнографическим отделом музея Александра III в Олонецкую, Вологодскую и Архангельскую губернию для изучения деревянной архитектуры. Эти поездки оказали огромное влияние на все его творчество, а фотоматериалы опубликованы в одной из глав издания «История русского искусства», инициатором которого был И.Э. Грабарь.

Таким образом, можно отметить, что к началу 20 века фотография уже прочно вошла в методику исследования архитектуры, а популяризация архитектуры Русского Севера среди специалистов и общественности способствовала ее сохранению.  Быстрое совершенствование фотографических технологий и фототехники в конце 19 – начале 20 веков привело к возможности изготавливать тысячи необходимых для исследований памятника и его реставрации снимков, что сделало фотографию незаменимым помощником в деле изучения и сохранения русского архитектурного наследия.