Академические рисунки русских художников

  2021-07-01

В Большом читальном зале Научной библиотеки в помощь учебному процессу открылась иллюстративная выставка  «Академические рисунки русских художников». С момента основания в 1757 году Академия художеств давала своим воспитанникам знания рисунка, перспективы, анатомии, техник живописи, архитектуры и скульптуры. Рисунок считался важнейшей дисциплиной в системе академического обучения. Курс включал в себя рисование с графических оригиналов, с гипсовых голов и фигур, изучение перспективы и анатомии, рисование с живой натуры.

Копирование с оригиналов помогало изучить манеру работы крупных мастеров, лучше понять технику рисунка. Академия художеств ставила своей целью подготовку профессионалов, свободно владеющих всеми графическими приёмами, необходимыми для воплощения замысла в художественном произведении. Уровень усвоения основ рисунка во многом определяет мастерство художника, помогает раскрыть его талант. Всем молодым художникам, в том числе и нынешним студентам художественных вузов, необходимо изучать традиции старой русской школы, представителями которой были А.П. Лосенко, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.П. Чистяков, И.Е. Репин, В.И. Суриков и многие другие.

Серия альбомов «Академические рисунки русских художников», состоящая из 3-х выпусков, вышла в издательстве Академии художеств в 1949–1960 годах под редакцией художника и первого президента Академии художеств СССР А.М. Герасимова. Издание альбомов было утверждено Президиумом Академии на специальной сессии в 1948 году в качестве учебно-методического пособия для студентов художественных институтов и училищ. Все три выпуска были подготовлены Московским Государственным Художественным институтом им. В.И. Сурикова. В альбомах представлены учебные рисунки знаменитых русских художников конца XVIII– XIX веков: О.А. Кипренского, А.Е. Егорова, И.Е. Репина, А.А. Иванова и др.

Оригинальные произведения, представленные в репродукциях, хранятся в собраниях Научно-исследовательского музея Академии художеств, Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Графические работы поражают высоким уровнем мастерства. Выставка представляет хорошую возможность проанализировать специфику техники рисовальщиков, в которых столь пристальное внимание уделялось цельности видения натуры.